Кто такие «ХАРИЗМАТЫ»?

Харизматическое движение (англ. Charismatic movement — от греч. χαρισμα — дар (благодати, дарование)  — движение внутри христианства, в основном среди протестантских общин, но также получило распространение среди католиков и православных и характеризуется проявлением даров Духа Святого (в соответствии с 1 Кор.12:7-10) - исцеление, пророчество, различение духов, чудотворение, иные языки[1]. Во многом учение и богослужебная практика пересекается с пятидесятничеством[2], но существуют и определённые различия.

 

      Термин «харизматическое движение» описывает происходящее в настоящее время международное и межденоминационное христианское движение, в котором индивидуальные, исторически сложившиеся христианские общины принимают верования и обычаи, сходные с пятидесятниками, а именно «крещение Святым Духом». Также в русском языке существует термин неопятидесятники, изобретённый критиками харизматического движения из числа представителей православной церкви[3]. В зарубежном религиоведении данный термин-неологизм не применяется, и вызывает негативную реакцию со стороны русскоязычных представителей харизматического движения.

       Изначально целью харизматического движения было не основание новых харизматических общин, а распространение харизматического опыта во всех, уже существующих христианских церквах различных деноминаций. Позднее данный процесс изменился, и харизматическое движение в большинстве случаев стало распространяться через основание новых независимых общин.[4][1]

Харизматические церкви утверждают о своей приверженности Апостольскому и Никео-Цареградскому символу веры (см. Особенности вероисповедания), который подразумевает, в частности, единство христианской церкви и апостольское преемство. В России сами харизматы обычно называют себя Христианами Веры Евангельской (пятидесятники). В некоторых регионах для того, чтобы не путать пятидесятников (ХВЕ) и харизматов, харизматы называют себя Христианами Евангельской Веры (ХЕВ).

    

     Течения:

Харизматическое движение представляет собой совокупность церковных союзов и независимых церквей, имеющих, в основном, схожие богословие и форму проведения богослужений.

 Среди представителей харизматического движения можно выделить (в мировом масштабе):

      «Движение веры»  (лидеры: Кеннет Хейгин, Кеннет и Глория Коупленд, Джерри Савелл, Джесси Дуплантис, Крефло Доллар, Кейт Батлер);
      Католическое харизматическое движение.

      Крупнейшая в мире харизматическая церковь Южной Кореи — Церковь Полного Евангелия Йоидо (Assemblies of God) (более 830 000 прихожан и самый посещаемый христианский храм в мире).                      

     Движение Обновление («торонтовское» благословение).

     Движение «Виноградник»; и др.

 

     Особенности вероисповедания:

Трудно выделить все особенности вероучения Харизматического движения ввиду того, что оно делится на множество течений. Однако подавляющее большинство Харизматических Церквей согласны с утверждениями Апостольского Символа веры.[6][7] Большинство являются тринитариями. Основным отличием харизматического течения является вера в Дары Духа Святого, через которые Бог может являть себя в любом верующем:

Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков.

(1Кор.12:8)

Также они разделяют большинство догматов протестантизма — об «оправдании верой» и «только Писание» (лат. Sola Scriptura).

 

      Глоссолалия: 

Практика глоссолалии является общей для харизматического движения, как и для пятидесятников. Её суть заключается в убеждении харизматов в том, что каждый верующий человек, переживший «Крещение Святым Духом», может получить сверхъестественный дар от Бога говорить (или молиться) на языках, которых он никогда не понимал, или тех, которые понимал. Например, на английском, немецком, итальянском и других. А также на ангельских языках. Крещение Духом Святым по мнению харизматов, пятидесятников и других членов пятидесятнического движения сопровождается знамением говорения на иных языках. Это основано, например, на этих местах Библии:

 

 

Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками

(Мк.16:17)

 

Итак языки суть знамение…

(1Кор.14:22)

Например во 2-й главе Деяний описывается, как Дух Святой сошёл на Апостолов в День Пятидесятницы:

И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать

(Деян.2:4)

Харизматы, как и пятидесятники, верят, что это особенные языки, на которых может молиться Дух Святой в человеке, а говорить слова человек. Например, это основывается на данном тексте:

Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными

(Рим.8:26)

Смысл произнесенной молитвы, по мнению харизматов и пятидесятников, может истолковать Дух Святой в человеке через дар истолкования языков:

А потому, говорящий на [незнакомом] языке, молись о даре истолкования

(1Кор.14:13)

       

        По мнению критиков харизматического движения — в первенствующей Церкви дар говорения присутствовал, но апостол Павел пишет в своём послании, что дар этот давался не каждому (1Кор.12:10,28-30). Также он говорит, что со временем «пророчества умолкнут и языки прекратятся», то есть они утверждают что этот дар был временным. (1Кор.13:8).

 

        История:

Рождение харизматического движения датируется 3 апреля 1960 года. В этот день епископальный священник Деннис Беннет вместо проповеди рассказал своей общине о пережитом им опыте «крещения Святым Духом» (Беннет, уже задолго до этого в 1959 году, стал свидетелем того, как некоторые члены его общины получили «крещение Духом» и начали «говорить на языках»; впоследствии он тоже начинает страстно желать большей близости Божией и в конце концов позволил пятидесятникам возложить на себя руки и он заговорил «на иных языках»). Это заявление произвело среди членов общины замешательство, что привело к смещению Беннета. Благодаря прессе и телевидению данный случай получил огласку и вскоре Беннет был завален письмами и приглашениями. Благодаря его активной лекционно-проповеднической деятельности харизматическое движение стало быстро распространяться, а Беннет был признан его отцом.[4][1][8]

 

       Термин «харизматический» был введён американским Лютеранским священником Харальдом Бредезеном в 1962 г., чтобы описать то, что происходило в протестантских деноминациях.

Дальнейшее распространение харизматического движения:

  • 1961 год — лютеранский пастор Ларри Кристенсон пережил момент возникновения харизматии в своей общине в Сан Педро.
  • 1962 год — англиканец Михаэл Харпер из Лондона испытывал аналогичное харизматическое переживание и основал общину «Источник веры», которая сыграла значительную роль в распространении харизматического движения в Англии. В 1964 г. Давид де Плесси принял приглашение Ватикана участвовать во Втором Ватиканском соборе.
  • 1965 год — в Германии состоялось экуменическое совещание по харизматическому созиданию церкви.
  • 1966 год — харизматическое движение зародилось и в среде католической церкви в группе студентов-католиков из Дуквенского университета.
  • 1967 год — харизматическое движение было занесено в католический университет Нотр-Дам в г. Саусбенде (штат Индиана), оттуда движение очень быстро распространилось по всем штатам и Канаде.
  • 1969 год — прошла Первая встреча членов движения харизматического обновления в католической церкви, а в 1970 году

прошла Вторая встреча, в 1971 — Третья встреча.

  • 1974 год — в Иерусалиме состоялась международная конференция по теме «Святой Дух». Участие в основном приняли члены пятидесятнических церквей и харизматических церковных групп.
  • 1973 год — прошёл Первый международный конгресс католическо-харизматического движения, 1975 г. — Второй международный конгресс, 1978 г. — Третий международный конгресс.
  • 1981 год — на Берлинском олимпийском стадионе прошло мероприятия под названием «Олимпия-81». Инициатором его был Ф. Шпитцер, получивший видение о переполненном людьми стадионе.

 

Приблизительно в 1980 году стало ясно, что харизматическое движение, если брать его в мировом масштабе, уже оставило позади кульминацию своего развития. Продолжением харизматического движения стало движение, которое стали называть «Третьей волной Святого Духа» («Первой волной Святого Духа» считается пятидесятническое движение, «Второй волной Святого Духа» — харизматическое движение)[4], хотя не все придерживаются такой точки зрения и считают "Третью волну" следующим этапом становления Харизматического движения, уже ставшим внеденоминационным[1].

На сегодняшний день самые большие харизматические общины в Европе находятся в Швеции, Норвегии, Финляндии и Италии. В Латинской Америке в Бразилии имеется пять харизматических деноминаций, каждая их которых включает в себя более 2 миллионов человек, в Мексике пятимиллионная церковь "LIGHT OF THE WORLD" является самым крупным в мире испаноговорящим обществом. В Африке харизматическое движение более всего распространено к югу от Сахары, в так называемой Тропической Африке. Харизматическое движение также широко распространено в США.[1]

  

     Проникновение в СССР:

Первые общины харизматического движения стали появляться параллельно тому, как начиналась перестройка в Советском Союзе. Огромную роль в этом сыграл пастор церкви «Слово жизни» Ульф Экман из г. Упсала, Швеция и его помощник Карл-Густав Северин.

Карл-Густав Северин впервые приехал в Советский Союз в 1985 году, в город Ленинград (нынешний Санкт-Петербург). Первой же церковью, в которой Господь начал его могущественно использовать, была маленькая пятидесятническая церковь в г. Гатчине (Ленинградская область). Северин стал регулярно приезжать в эту Церковь, где он проповедовал основы учения веры. В 1988 году, Карл-Густав Северин совершил свой приезд в Хаксию.

На сегодняшний день в России образовалось множество независимых общин харизматического движения, часть из них входят в разные харизматические объединения, сохраняя однако при этом свою автономность, другие — остаются вне них.

    

      Будущее харизматической теологии (некоторые версии развития)

По версиям многих теологов, развитие современного харизматического движения, скорее всего, придёт к данным вариантам:

  • акцент на личностное развитие верующего
  • акцент на харизматические дары
  • акцент на особенности Движения веры

 

     Различия между пятидесятниками и харизматами

Основные различия харизматической теологии с традиционной пятидесятнической лежат в плоскости придания акцента в ходе собраний общины действиям, направленным на возможные проявления действия Бога в каждом прихожанине. В традиционных пятидесятнических церквях не бывает и невозможны такие практики, которые допустимы в харизматических:

  • святой смех
  • «падение под действием Святого Духа»
  • танцы в духе

Харизматы в целом проводят политику «современной» церкви, что зачастую категорически осуждается пятидесятниками. Существенная разница касается самой формы проведения богослужений. Харизматические собрания очень эмоцинальные, яркие, похожие на современные шоу, нередко используется очень ритмичная музыка, популярная в среде молодёжи (дискорок и т. п.). В то время как у пятидесятников богослужения проходят значительно спокойнее.

По-разному понимаются харизматами и пятидесятниками вопросы благочестия (отношение к материальным средствам, внешний вид и поведение христианина, семейное устройство). Некоторые моменты харизматического богословия (например «евангелие процветания»), совершенно неприемлемы с точки зрения консервативных пятидесятников.

Религиоведы по-разному оценивают различия между пятидесятниками и харизматами. Часть религиоведов склонна считать, что это принципиально разные направления в христианстве, другие же относят эти движения в одно целое.[10]

Некоторые пятидесятнические церкви, служители и богословы относятся к харизматам очень категорично и безапелляционно, считая всё явление заблуждением.[11][12]

    

      Современное положение в обществе:

Сегодня харизматические церкви пытаются играть довольно активную роль в современном обществе, стремясь оказать на него влияние.

Традиционно широко распространена благотворительность, принимается посильное участие в социальных проектах по месту нахождения той или иной харизматической общины. В различных населённых пунктах представлена сеть пятидесятническо-харизматических организаций, бесплатно помогающих наркоманам и алкоголикам избавиться от своей зависимости. Вместе с тем, деятельность таких организаций подвергается мониторингу правоохранительных органов, что зачастую вызывает недоумение пациентов и их родственников[13]. Как отметил один из участников такого проекта,

«…Когда мою 17-летнюю дочь пьяной подбирали на улицах, а потом меня штрафовали за это, в милиции и прокуратуре по этому поводу никто не переживал. А теперь, когда появилась надежда, что мой теперь уже совершеннолетний ребенок не умрет где-нибудь под забором, у меня требуют объяснений…»[13]

Периодически пятидесятники-харизматы встречают сопротивление в своей социальной деятельности со стороны государственных и муниципальных чиновников и православных, но преодолевают все препятствия «с „харизматической“ агрессивностью и бескомпромиссностью».